Кодекс профессиональной этики педагогических работников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УРЕНОКАРЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.Т.ПИМЕНОВА

 

МКОУ УРЕНОКАРЛИНСКАЯ СШ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.Т.ПИМЕНОВА

АДРЕС:РОССИЯ, 433214, УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАРСУНСКИЙ РАЙОН,
С.УРЕНО-КАРЛИНСКОЕ,УЛ.ХОЛМОГОРСКАЯ СЛОБОДА,Д.39

Кодекс профессиональной этики педагогических работников

 

Закон Ульяновской области "О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновсой области" 

Клятва педагогического работника государственнойобразовательной организации Ульяновской области

Лицо, впервые поступившее на работу в государственную образовательную организацию Ульяновской области в должности педагогического работника, после заключения с ним трудового договора приносит в торжественной обстановке клятву следующего содержания:

«Приступая к осуществлению педагогической деятельности,торжественно клянусь:

направлять знания и умения на пользу обучающихся;

быть всегда честным, гуманным и справедливым;

не допускать нарушения прав и свобод обучающихся;

верить в исключительность каждого обучающегося и прививать эту веру ему;

постоянно повышать свои профессиональный уровень и квалификацию;

уважать своих коллег и наставников, поддерживать и преумножать традиции, сложившиеся в сфере образования».

Положение о порядке принесения указанной клятвы 

КОДЕКС 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Уренокарлинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Т. Пименова

1. Общие положения

1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников  (далее - Кодекс)  разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, статьей 47 (ч. 4), статьей 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Федеральным законом «О противодействии коррупции». Настоящий акт принимается в соответствии с кодексом ТК РФ, Законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными актами (Уставом МКОУ Уренокарлинская СШ им. Героя Советского Союза И.Т. Пименова (далее ОО, Учреждение), Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и соглашениями (ст.8 ТК РФ)), а также основан на общепринятых нравственных принципах и нормах Российского общества и государства.

1.2. Действие данного Кодекса распространяется на педагогических работников МКОУ Уренокарлинская СШ им. Героя Советского Союза И.Т. Пименова.

1.3. Кодекс – это свод морально-этических норм, правил и принципов педагогической этики и профессионального поведения педагога, который регулирует систему межличностных отношений в образовательном процессе.

1.4. Кодекс определяет совокупность этических требований, вытекающих из принципов педагогической морали, ключевыми нормами которой являются- профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

1.5. Кодекс служит целям:

        сохранения в образовательном процессе моральной ответственности педагога за воспитание личности гражданина России;

        утверждения необходимости личностной позиции педагога как гражданина Российской Федерации;

        обеспечения консолидирующей роли педагога в обществе;

        повышения социальной значимости, престижа педагогического труда;

        обозначению круга прав педагогических работников;

        способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установке в ОО и безопасной обстановки;

        создания корпоративной культуры в учреждении, улучшения его имиджа;

        оптимизации взаимодействия с внешней и внутренней средой нашего учреждения.

1.6. Кодекс обязателен для исполнения всеми педагогическими работниками ОО.

1.7.    Знание и соблюдение педагогическими работниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.

1.8. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учащихся, педагогов и сотрудников учреждения, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношение друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование ОО.

1.9. Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

        регулируют отношение между педагогами, педагогами и учащимися,  педагогами и родителями (законными представителями) учащихся, а также другими членами трудового коллектива ОО;

        защищает их человеческое и профессиональное  достоинство;

        формируют культуру учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

1.10. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников образовательного процесса.

 

2. Основные принципы, обязанности и правила служебного поведения педагога

2.1. В соответствии со статьей 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник ОО обязан:

        добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

        соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

        соблюдать трудовую дисциплину;

        выполнять установленные нормы труда;

        соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

        бережно относиться к имуществу ОО и других работников;

        незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества учреждения.

2.2.  Основные принципы служебного поведения работников являются основой поведения граждан в связи с нахождением их в трудовых отношениях с ОО.

Работники, сознавая ответственность перед гражданами, обществом и Государством, призваны:

        соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и Ульяновской области, не допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;

        обеспечивать эффективную работу Учреждения;

        осуществлять свою деятельность в пределах предмета и цели деятельности Учреждения;

        при исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп или организаций;

        исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

        соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою деятельность решений политических партий и общественных объединений;

        соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения;

        проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

        проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

        воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнения в добросовестном исполнении работником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Учреждения;

        не использовать должностное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера;

        воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Учреждения, если это не входит в должностные обязанности работника;

        уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Учреждения, а также оказывать содействие в предоставлении достоверной информации в установленном порядке;

        стремиться к эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере его ответственности;

        противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном действующим законодательством;

        проявлять при исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционно опасного поведения (поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки, как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки либо как возможность совершить иное коррупционное правонарушение).

2.3. В целях противодействия коррупции педагогу рекомендуется:

-   уведомлять директора Учреждения, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

-  не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых и иные вознаграждения);

-   принимать меры по недопущению возникновения конфликтов интересов, не допускать при исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

2.4. В своей деятельности педагог руководствуется принципами гуманности, законности, взаимоуважения, демократичности, справедливости, профессионализма.

2.5. Педагог занимает активную жизненную позицию, обладает высоким уровнем гражданской, политической и правовой культуры.

2.6. Педагог обязан исключать любую дискриминацию при реализации ребенком права на получение образования вне зависимости от пола, возраста, расовой, национальной и языковой принадлежности, его социального статуса, религиозных убеждений, материального положения.

2.7. Педагог Учреждения постоянно стремится к повышению своей профессиональной компетентности, углублению своих знаний, саморазвитию и самосовершенствованию.

2.8.  Педагог имеет право на самостоятельное принятие педагогических решений, за которые он несет личную ответственность.

2.9. Педагог своим поведением стремится подавать положительный пример всем участникам образовательного процесса.

2.10. Педагог дорожит своей репутацией, не занимается аморальной и противоправной деятельностью.

2.11. Педагог соблюдает нормы культуры речи и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.

2.12. Педагог в своей профессиональной деятельности соблюдает традиционный деловой стиль в одежде, который вызывает уважение окружающих.

 

3. Этические правила профессионального поведения педагогических работников

3.1. В служебном поведении работнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

3.2. В служебном поведении работник воздерживается от:

         любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

         грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

         угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

3.3. Работники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

3.4. Педагогические работники обязаны:

        осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, повышать свой профессиональный уровень;

        стремиться строить отношения с участниками образовательного процесса на основе взаимного уважения и доброжелательности;

        уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса, не имеют право ни позволять, ни оставить без внимания любые формы проявления жестокости или унижения по отношению к любым участникам образовательного процесса;

        не допускать со своей стороны грубое и негуманное отношение к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение к кому-либо из учащихся предпочтения или неприязни;

        стремиться к развитию у учащихся желания помогать другим, познавательной активности, самостоятельности, ответственности, инициативы, творческих способностей, положительной учебно-познавательной мотивации, к укреплению в них веры в собственные силы и способности, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;

        при возникновении профессиональных затруднений обратиться за помощью к коллегам и специалистам в области образования;

        оказывать профессиональную помощь и поддержку коллегам в случае обращения к ним, не препятствовать развитию и успехам коллег;

        хранить в тайне информацию об учащихся, доверенную им участниками образовательного процесса, в том числе высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

        не имеют права вступать с ребёнком в финансовые отношения, избегают ситуаций, способствующих возникновению конфликта интересов; при возникновении ситуации, связанной с конфликтом интересов действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации;

        обязаны активно участвовать в работе педагогических объединений, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные;

        моральная обязанность педагогических работников – беспристрастно анализировать как собственные ошибки, так и ошибки своих коллег, допущенные при осуществлении образовательного процесса;

        во взаимоотношениях с коллегами педагогические работники обязаны проявлять взаимоуважение, толерантность, быть честными, справедливыми, порядочными, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания;

        критика в адрес коллеги может быть только аргументированной и конструктивной (критике могут подлежать профессиональные действия, но не личность коллеги);

        не должны допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии учащихся и их родителей (законных представителей);

        добровольно и сознательно осуществляют помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей;

        никакое педагогическое воздействие не может быть осуществлено без согласия родителей (законных представителей) учащегося;

        учитывают особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья, соблюдают специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуют при необходимости с медицинскими организациями;

        не вправе препятствовать родителю (законному представителю) в выборе формы получения образования, в защите законных прав и интересов ребенка и участии в управлении образовательным учреждением;

        психологические исследования могут проводиться лишь при условии добровольного согласия участника педагогического процесса, принимающего участие в исследовании учащегося, родителя (законного представителя), после предоставления ему полной информации;

        педагогический работник должен соблюдать крайнюю осторожность при практическом применении новых для него методов обучения и воспитания и нести личную ответственность за результат.

 

4. Взаимоотношения с другими лицами

Взаимоотношения педагога с учащимися

4.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении. Может называть учащихся как по имени, так и по фамилии.

4.2. Педагог должен быть требователен к себе. Педагог никогда не должен терять чувство меры и самообладания.

4.3. Педагог должен выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и качеств: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

4.4. При оценке поведения и достижений учащихся педагог стремиться в них укреплять самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

4.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем учащимся. Приняв необоснованно принижающие ребенка оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

4.6. При оценке достижений учащихся педагог стремиться к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение результатов освоения ребенком содержания образования.

4.7. Педагог постоянно заботиться о культуре своей речи и общения.

4.8. Педагог соблюдает тайну персональных и личных данных. Педагогу запрещается сообщать информацию, доверенную ребенком лично ему, другим лицам, за исключением случаев предусмотренных законодательством.

4.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением, он не может использовать учащихся, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

4.10. Педагог не имеет права требовать от учащихся и их родителей (законных представителей) вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.

4.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет право навязывать учащимся свои взгляды, иначе как путем дискуссии.

4.12. Педагог в своей деятельности не должен унижать честь и достоинство учащихся, ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям и иным особенностям.

 

Взаимоотношение педагогического работника с коллегами

4.13. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учащихся или других лиц.

4.14. Педагогические работники стремятся взаимодействовать друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации Учреждения.

4.15. Педагогических работников объединяет взаимовыручка, поддержка и доверие.

4.16. Пренебрежительное отношение педагогов к коллегам недопустимо.

4.17. Педагогический работник имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег. Любая критика, высказанная в адрес- любого другого работника должна быть объективной и обоснованной.

4.18. Педагоги избегают необоснованных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

4.19. В Учреждении не должно быть место сплетням. Педагоги не имеют права обсуждать конфликтные ситуация за пределами Учреждения, в социальных сетях Интернет.

4.20. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследование со стороны администрации и других работников школы или в случаях выявления преступной деятельности.

4.21. Педагог своими высказываниями за пределами Учреждения должен способствовать формированию положительного имиджа организации.

4.22. Педагог должен активно сотрудничать с психологами и родителями учащихся (законными представителями) учащегося в целях развития личности, сохранения психологического и физического здоровья учащихся.

 

Взаимоотношение педагогического работника с администрацией

4.23. Взаимоотношения администрации и педагогических работников Учреждения должны базироваться на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация должна предпринимать все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.

4.24. В Учреждении соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

4.25. Администрация Учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Ничто не должно препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

4.26. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношение администрации с каждым из педагогов основываются на равноправии.

4.27. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, несвязанную с выполнением им трудовых обязанностей.

4.28. Педагогический работник имеет право на поощрение от администрации Учреждения.

4.29. Инициатива педагогического работника приветствуется.

4.30. Важное для педагогического сообщества решение принимается на основе принципов открытости и общего участия.

4.31. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую отношение к их работе и работе Учреждения. Администрация не имеет право скрывать или тенденциозно извращать информацию, которая может повлиять на карьеру педагога и на качество его труда.

4.32. Педагоги Учреждения относятся к администрации корректно, соблюдая субординацию, а при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.

 

Отношение педагогических работников с родителями и законными представителями учеников

4.33. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о родителях или законных представителях или мнение родителей или законных представителей о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, доверившего педагогу упомянутое мнение.

4.34. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями (законными представителями) учащихся.

4.35. Отношение педагогов с родителями не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей.

4.36. На отношение педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая родителями или законными представителями Учреждению.

4.37. Педагог не имеет права принимать подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, или побуждать родителей (законных представителей) учащихся к дарению и т.п.

 

5. Ответственность за нарушение положений Кодекса

5.1. Кодекс является добровольно принятой нормой, основанной на законах Российской Федерации.

5.2. Соблюдение педагогом положений Кодекса - один из критериев его профессионального поведения.

5.3. За нарушение положений Кодекса педагог несёт моральную ответственность перед обществом, профессиональным сообществом педагогов и своей совестью.

5.4. Нарушение положений Кодекса подлежит моральному осуждению, а в случаях, предусмотренных законодательством, может повлечь применение меры юридической ответственности.

5.5. Выполнение данного Кодекса направленно на организацию образовательного процесса, установление трудовых правоотношений в Учреждении, в соответствии с законодательными нормами, на улучшение социально-психологического и морально-психологического климата в коллективе, соблюдения педагогической и профессиональной этики.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

^Наверх
Дата последнего обновления страницы 25.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»